👥Наставничество: умеешь сам, помоги другому👥
2 июля 2024
Термином «наставничество» обозначается взаимодействие, в котором более опытный человек передает свои знания и навыки менее опытному в какой-либо сфере. Это могут быть всевозможные семинары и тренинги на конкретную тему или же «обо всем и ни о чем», где присутствующих «учат жить» и обещают мегапрорыв, если они задумаются о том, как и зачем они живут.
В принципе, наставничество практикуется с доисторических времен, когда старшие учили младших соплеменников обращаться с копьем, топором, показывали, как обустроить ловушку для мамонтов и как потом приготовить мясо на костре.
Наставничество имеет ряд преимуществ, например:
Возможность организации обучения с минимальными затратами.
Только полезные в практической деятельности навыки и знания «без воды».
Экономия времени на вхождение в курс дела.
Возможность не тратить ресурсы на освоение нюансов, которые можно решать по готовой технологии.
Более здоровая атмосфера в коллективе, воспитание навыков командной работы, взаимовыручки и взаимопомощи.
Возможность быстрой передачи знаний и навыков.
Но стоит помнить, что не все наставничество можно считать правильным.
Познакомим вас с топом причин, по которым наставничество не дает результата:
Формальный поход и «наставничество ради наставничества», когда никто толком не понимает, какие знания должен передать наставник и чему должен научиться стажер.
Простое копирование опыта других. Нет чего-то уникального
Отсутствие персональной ответственности за результат. Обычно это случается, когда цели наставничества слишком размыты, а исчисляемой системы показателей, по которым можно проверить освоение знаний просто нет.
«Внезапное наставничество», когда его вдруг решили внедрить, потому что «это модно» или «так захотел собственник». Любое поспешное нововведение чревато недоработками, дискредитацией идеи, зря потраченным временем и отсутствием результатов.
«Двойные стандарты», когда в программе наставничества прописано одно, а на деле вместо обучения конкретным навыкам, например, стажера в компании используют в качестве вспомогательной рабочей силы на уровне «пойди туда, принеси то, спроси это, а когда позвонят – позовешь меня к телефону».
Что же нужно, чтобы стать хорошим наставником? Самое главное, нужно желание делиться знаниями и опытом.
Хороший наставник не только умеет хорошо говорить, структурируя свои знания и опыт, но и слушать и слышать своего подопечного. Это навыки, а значит, их можно развить.
Хороший наставник умеет или учится давать обратную связь. Не просто: «плохо», «хорошо», «молодец», «правильно», «не правильно», а давать развивающую конструктивную обратную связь, делать это безоценочно. Чтобы подопечному она была полезна, услышана им, помогала двигаться вперед к мастерству.
Хороший наставник не боится и просит у наставляемого обратную связь о своей работе, он прислушивается к сказанному. Потому что заинтересован в собственном саморазвитии, думает, как сделать еще эффективнее процесс передачи знания и навыков.
Хороший наставник умеет создавать комфортную психологическую обстановку для развития своего подопечного.
Что вдохновляет наставляемых? Личный пример. Если наставник равнодушен к своей работе, не лоялен компании, он не сможет поделиться своим вдохновением, разжечь или поддерживать интерес подопечного к делу, в котором тот развивается.
Текст: Лера Чегринцова
Дизайн: Анна Фомина
#РазвивайсясЦКТвГУ #ПШП_компетенции #ЦентрКомпетенций #ЦентрКомпетенций_ТвГУ #РоссияСтранаВозможностей #ПазлБудущего #ДоброЦентрТвГУ #Волонтерство #ДоброЦентр #ТвГУ